Ниндзюцу (Нимпо)
:arrow: Итак, дорогие друзья, в этой темке я постараюсь раскрыть действительную сущность наших с вами любимых героев, то есть ниндзя. Статья представляет собой блок из собранных из разных источников кусочков материала, найденного в виде свободного распространения и не является продуктом коммерческой деятельности.
Об использовании в воинских и политических целях специально подготовленных шпионов говорится еще в китайском трактате о воинском искусстве «Сун-Цзы» (VI в. до н.э.). В Японии военный шпионаж начал развиваться в V-VI вв. - известно, что в этот период к услугам ниндзя (сам термин «людей-неведимок» или «воителей-теней» возник гораздо позже) прибегали монахи, воюющие с властями. А ниндзюцу как искусство окончательно сложилось к XIII в. Тогда же сформировался и институт ниндзя, выходцев из обособленных родовых самурайских общин. В XVII в. феодальный князь-сегун Токугава, пришедший к власти с помощью клана ниндзя, под страхом смертной казни запретил это искусство, объявив на них настоящую охоту. В 1868г. грянула буржуазная революция Мэйдзи, и ниндзя навсегда исчезли с воинской и политической арены.
Не было для самурая существа более презираемого, чем ниндзя. Элегантные, благовоспитанные, наряду с владением воинскими искусствами занимались музыкой, поэзией, живописью, изучали науки и чайную церемонию, и, бывало, прямо на поле боя слогали стихи, воспевавшие мужество и ловкость только что побежденных соперников. И потому ниндзя, жившие где-то в затерянных лесах и горах и не знавшие ничего кроме своего искусства, которое вдобавок использовали за деньги, были для них чем-то вроде касты неприкасаемых. Тем не менее они никого не боялись так, как их.
Ниндзя начинали воспитывать с рождения. А среди них было немало женщин. Например, люльку с ребенком раскачивали так, что она ударялась о стену, и ребенок приручался группироваться при ударах и даже отталкиваться от стены. Сажая его на землю, на него катили довольно тяжелый шар, и он защищался. Когда ребенку исполнялось полгода, его начинали учить плавать, и технику плавания он осваивал раньше, чем начинал ходить. Детей учили скакать на коне, спрыгивая и запрыгивая на полном ходу, прыгать в высоту через колючий кустарник или слегка затупившиеся лезвия мечей, прыгать с высоты, лазить по голым стволам деревьев, бегать на многие километры развивая при этом колоссальную скорость (90 км/ч), быстро и немыслимо ходить, выполнять сложнейшие гимнастические упражнения на высоко подвешенном тонком бревне, а затем и на веревке. Вся учеба заканчивалась к 10-12[15] годам. Добившись необычайной подвижности суставов и расширения суставных сумок, нечувствительности к боли, превращая тело в «железную рубашку» путем специального массажа (постукивание, щипки, удары), «накатывания» тела граненой палкой, специальной диетой. В любую погоду ходили нагишом, ночевали в снегу, по несколько дней обходились без пищи и воды, подолгу находились в кромешной тьме, добывали пропитание в лесу.
В результате ниндзя мог сутками находится в воде, отлично нырять, задерживать дыхание на 3-5 мин., сутками сохранять неподвижность камня, прыгать с 5-10 м., легко перепрыгивать через заборы 5-6 метровой высоты, коней и преследователей, с быстротой молнии взбираться на отвесные стены и даже взбегать на них, часами висеть на руках, ходить практически не оставляя следов, ловить руками выпущенную с нескольких метров стрелу (едомэ - джитсу - искусство отражения стрел руками или мечом), обычным камнем попадать противнику в глаз с 20 шагов, видеть в темноте, вынимать из суставной сумки руки или ноги (при освобождении от пут, при пролезании в узкие отверстия и в бою) и даже увеличивать свой рост. С первого взгляда запоминали рельеф местности, обстановку в комнате, важный документ, по звуку брошенного в колодец камня определять его глубину, по свисту стрелы - расстояние до стрелявшего, по лязгу оружия - его вид, по дыханию спящих - пол и возраст. Различать голоса птиц, насекомых, пресмыкающихся и зверей, уметь им подражать понимать их, различать условные сигналы, уметь готовить яды и лекарства, взрывчатые вещества, владение навыками аккупунктуры и хирургии. В совершенстве владели ударной и бросковой техникой, болевыми и удушающими приемами, знали уязвимые места и болевые точки. Как правило, психологическая подготовка строилась на длительном воздействии обучаемых друг на друга - садясь напротив, они начинали пристально и неотрывно смотреть напарнику в глаза, настраиваясь на его волну и проникая в его чувства и эмоции. Обучаемый входил в клетку с хищниками и должен был взглядом заставить зверя отказаться от агрессивных намерений, почувствовать и признать превосходство человека. Без труда усыплял одного или нескольких противников даже мог взглядом обратить соперника в бегство.
Подготовка заканчивалась в 15 лет - ученик сдавал экзамен по всем дисциплинам и посвящался в ниндзя. Затем ему вручали личное оружие и униформу, которая лишала человеческую фигуру привычных очертаний, делая ее неприметной.
Ниндзя боя избегали - у них были другие задачи, выкрасть важный документ или похитить князя, военачальника, убить полководца или подслушать важный разговор, сделать диверсию или провокацию. Он должен был вернуться используя искусство мимикрии, маскировки, практически невидимым, используя отвлекающие приемы, например, пожары. По преданиям ниндзя стоил в открытом бою 20 хорошо обученных воинов. Если ниндзя попадал в плен, он стойко умирал под пытками.
Предела совершенству в ниндзюцу не было, изучали философию, овладевали различными амплуа - бродячего актера или фокусника, странствующего монаха собирающего подаяние (комусо), буддийского священника, горного отшельника, обычного крестьянина или горожанина, путешествующего купца - повесы («искусство видимых людей»).
В префектуре Мае есть специальная школа по их подготовке. Чем они занимаются никому не известно - японцы никогда не раскрывают своих секретов не японцам. Существует международная федерация ниндзюцу.
В VIIв. в уединенной пещере на склоне горы Кацураги поселился отшельник Эн-но Одзуну, прозванный Гедзя (отшельник) написал труд «Сюгендо» (Путь овладения сверхъестественными силами), положивший начало учению. Храм ордена монахов Дайгодзи в Киото. Его корни в учении даосов и изотерической секты Сингон. Основное место в культовой практике - отождествление себя с природой (с горами). В народе их называли «Ямабуси» (Мудрый, «Сянь» - совершенный - кит.) - укрывающиеся в горах или «Яма-но хидздири» - горные мудрецы, были популярны в народе, преследовались официальными властями. К монахам примыкали тогда все, кто был в оппозиции к правительству. В период Нара гонения усилились , тогда и появились обособленные кланы монахов - воинов «Сохэй», которые и разработали эту систему.
В основу системы легла пришедшая из Китая техника практикования бродячими нищими монахами «Люгай», «Люгай мэнь» - «искусство бродяги», были приемы без оружия, искусство составления ядов и снотворных из тантрических книг по медицине и алхимии, применение в качестве оружия - от веревки до лодочного весла. Упоминание в «Шуйхучжуань» («Речные заводи») в шаньдунском быстром сказе «Куайшу» про У Суна.
Ниндзя придерживались иного взгляда на жизнь, категорически отвергая официальные этические доктрины и социальные категории, не принимая сложившиеся в миру система ценностей. Догмат естественности был превыше всего.
«Для того, чтобы победить ниндзя сливается с окружающим миром, он руководствуется инстинктивным чувством, позволяющим предугадывать будущее, он находится в единении с небесными провидениями и законами природы. Обладая ясным и чистым сознанием, ниндзя приобретает внутренний опыт, который позволяет ему выжить в самых трудных условиях. Вселенная содержит в себе все, что мы называем плохим и хорошим, и содержит ответы на все вопросы и парадоксы, которые существуют в этом мире. Открывая свои глаза , свой разум, свое сердце, ниндзя мгновенно приспосабливался к малейшим изменениям, исходящим свыше. Для него существует лишь один закон - спонтанно реагировать, адаптируясь к любым условиям таким образом, что само понятие «неожиданность» перестает для него существовать...».
Первые сведения об организованном шпионаже под руководством Мейионуэ-но Микото относится к периоду правления императрицы Суйко (593-628). Принц Сетоку Тайси вел войну против могущественного феодала Мория за провинцию Оши. В ходе военных действий принц послал в расположение вражеских войск лазутчика Отомо-но Сайдзин, вернувшись с ценной информацией был удостоен почетного звания Синоби (Соглядатай).
Ряд японских историков определяют ниндзя как воинов - землевладельцев (дзи-дзаймураи) и в самом деле, на начальном этапе развития они много имели общего с самурайством. Но уже в эпоху Хэйан (VIII - XII вв.), гордые буси считали их опасными деклассированными элементами, объявлеными низшего сорта (ха-нин).
Опорные базы ниндзя были разбросаны по всей стране, но естественным центром ниндзюцу стали лесистые окрестности Киото, горные районы Ига и Кога. Начиная с эпохи Камагура (1192-1333) лагеря ниндзя часто пополнялись за счет ронинов, служилых самураев, потерявших своего сюзерена в кровавых междоусобных распрях. К концу XVII в. насчитывалось около 70 кланов. Из 25-ти наиболее влиятельных выделялись по масштабам Ига-рю (по устным традициям первая VII-VIIIв. клан Хаттори) и Кога-рю. Во главе общины стояла военно клерикальная элита (дзенин). руководство осуществлялось через среднее звено (тюнин), передавали приказы, подготавливали и мобилизовали рядовых исполнителей, нижнего звена (гэнин), готовили явки, укрытия, вербовка осведомителей, тактическое руководство, вступали в контакт с нанимателями. История сохранила имена некоторых дзенин позднего средневековья: Хатори Хандзо, Момоти Сандаю, Фудзибаяси Нагато.
В клане Кога реальная власть была в руках 50-ти семейств тюнин, каждое из которых имело под началом 30-40 семейств гэнин. В клане Ига, наоборот, правление было в руках 3-х семейств дзенин.
В случае если ниндзя приходилось действовать несколькими группами, связь между ними осуществлялась через посредников, и никакие сведения о составе соседних групп не сообщалось. Договор заключался между дзенин и дайме.
Ниндзюцу - древнее японское "искусство ухищрений и уворачиваний", "умение терпеть (скрываться)"; предположительно, "магическое" умение делать себя невидимым с помощью различных хитростей и уловок для избежания обнаружения, которым пользовались специально обученные диверсанты и шпионы. Практиковавшие ниндзюцу назывались ниндзя. Они проникали на вражескую территорию незамеченными, или под видом обычных жителей для сбора сведений о действиях и намерениях противника, о чем затем докладывали своим нанимателям. Они занимались также выкрадыванием секретных документов, поджогами и убийствами. Используя отвлекающие приемы, ниндзя действовали храбро и изобретательно, заставая своих противников врасплох. Существовало два типа их стратегии: ёдзюцу (открытые действия) и индзюцу (тайные действия). Первые представляли собой способы проникновения в ряды противника, изменив внешний вид, или прикинувшись кем-то; вторые - тайные техники проникновения с помощью различных методов маскировки.
Существует много теорий о том, как возникло ниндзюцу; собственно, каждый японский историк имеет свой "набор" фактов и описаний верований, так что весьма трудно указать на конкретное время, место и персонажи, или на обстоятельства, явившиеся действительным моментом рождения этого феномена. Прежде всего, следует отметить, что ниндзюцу не появилось в виде специфического и точно определенного вида воинских искусств. Прошло немало веков, прежде чем оно установилось в качестве независимой системы знаний и умений. Те, кого позже стали называть ниндзя, исходно не прилагали к себе такого термина; скорее, они считали, что действуют в соответствии с политическими, религиозными и военными стратегиями, находившимися в культурной оппозиции взглядам и ситуации в их время. Ниндзюцу развивалась как в высшей степени нелегальная анти-культура в противовес системе представлений правящей самурайской элиты; ясно, что уже по одной этой причине происхождение искусства веками окутывалось облаком мистики, таинственности и намеренных искажений исторических событий.
По мере того, как росла популярность ниндзя, множились и истории об их сверхъестественных способностях. Такая репутация поддерживалась и ими самими, поскольку в целом они были слабее своих противников-самураев и могли быть стерты с лица земли окружавшими их воинственными семействами. Им было, безусловно, выгодно, чтобы о них говорили, как об обладающих силой десятерых, способных превращаться в животных, летать и становиться невидимыми. Уже в наше время кинематограф добавил свою лепту, показав "способности" ниндзя перепрыгивать единым махом через высокие строения, ловить пули ртом и предсказывать будущее.
Чтобы понять источник эффективности ниндзя и то, отчего на них был такой высокий спрос, следует попробовать понять самих самураев. В целом их жизнь и смерть зависели от меча; страх же смерти отсутствовал. Они всегда и во всем следовали неписанному воинскому кодексу Бусидо, отклонение от которого почти неизменно вело к сэппуку (разрезанию собственного живота).
У ниндзя не существовало никакого кодекса; единственное, к чему они стремились, любыми средствами достичь своей цели. Это давало им массу преимуществ, не говоря уже о большом выборе оружия. Самураи не могли тайком проникнуть в дом противника, так как это противоречило их морали; они не могли также заниматься убийствами из-за угла или актами саботажа. Именно здесь на сцену выступали ниндзя. Проскользнуть за спиной самурая и убить его еще до того, как тот ощущал опасность (чего Бусидо не позволило бы никогда) было для ниндзя вполне допустимым, поэтому самураи боялись их, хотя, разумеется, об этом никогда не говорилось вслух. (Однако мы из предыдущих статей знаем, что хоть и "жидкий", да был кодекс).